Йога взаимоотношений: часть 5

5

Глава 5

Любить не удерживая.

   Когда-то в молодости, я заметил что то что тянет меня к земле и нарушает покой ума, было убеждение что кто-то другой ответственнен за мое счастье. Обвиняя кого-то в происшедшее со мной неприятностью, я больше раздражался этой эмоцией, чем самой ситуацией. Позже это стало отвлекать меня от моего высшего назначения в йоге – осознания своего истинного Я. Осознав этот факт, я решил никогда больше не держать злость или обвинения в сердце, вне зависимости от того что сделал другой. Я решил никогда не делать ничего что нарушит покой моего сердца. 

    Эти неизменные принципы глубоко связаны с отношениями. Но когда мы любим, или находимся в тесных отношениях, мы забываем что также как это относится к нашим любимым, оно относится и к тем с кем мы находимся только во временных отношениях, таких как на работе, в дорожной пробке, или очереди в магазине.

   Действующие отношения строятся на внутренних процессах более чем на динамике между любящими. Если мы используем внешние отношения как способ трансформации внутреннего взаимодействия с собой, все переменится. Только тогда появляется возможность для истинной интимности и близости с другим.

     Недостаток осознанности.

   Когда кому-то не удается осуществить наши желания, или предположения, естественна тенденция критиковать, или даже отторгать их. Исключительная любовь неизбежно становится владеющей, что впоследствии переходит в контроль. Потребность в контроле происходит из страха потери. Эта нездоровая реакция является причиной как внутреннего, так и внешнего разделения. С одной стороны нам надо быть агрессивными чтобы получить желаемое, с другой, защищать свою свободу. Если оба партнера играют в эту игру, меду ними развивается дистанция, и это делает осмысленное взаимодействие невозможным. 

    Потребность в большем и лучшем ( комфорт, удовольствия, безопасность, любовь, деньги и признание) игнорирует то что уже присутствует в изобилии. Недостаточная осознанность говорит: “я недостаточно хорош”, или “мне недостаточно”. Эту ложь мы твердим себе постоянно. Это не реальность, а работа жадности, страха и привязок. Это морковка, которую мы привязываем перед своим носом.

   Желание получить и ожидания в связи с нашими близкими очевидно приводят нас к уровню невозможности осуществления. То чего мы желаем является символом нашего желания внимания, подтверждения их любви, символом подтверждения их верности, или, как следствие, веры в нас. Эти незаметные потребности завуалированные очевидными требованиями не осознаются тем у кого они возникают. Так как же тот кто предположительно должен их выполнить, постигнет их? Это игра без победителя. 

   Даже если ваш любимый психолог, психиатр, или социальный работник с научной подготовкой о психе скрытых мотиваций, они будут сбиты с толку оказавшись “на раздаче” этих требований. 

    Проделайте следующее упражнение чтобы понять получаете ли вы желаемое. Если вы постоянно простите другого любить вас, спросите себя: ” люблю ли я себя по-настоящему”? Если вы хотите чтобы вам всегда доверили, проверьте, всегда ли вы довернете своим решениям. Если вы хотите чтобы вас всегда принимали, всегда ли вы принимаете себя? То что вы не можете дать себе, другой также не может дать вам. Они не могут дать того что хотят для себя, одарите себя сами. 

   Чувство нехватки создает барьеры чтобы защитить то что мы считаем своим. Незащищенность создает желание копить (Апариграха, пятая Яма), или завладевать другим, как-будто это может нам дать безопасность в любви. И тем не менее, чем больше мы имеем, тем больше нам надо защищать, тем большее расстояние нам нужно от других, чтобы защитить себя. 

    Нам кажется, мы можем контролировать или изменить кого угодно, надеемся что однажды у нас будет всего достаточно, и тогда мы будем счастливы. Вопрос в том: достаточно- это сколько? Потребность растет экспоненциально и конца этому нет? Дойдя до выматывающей точки где всего достаточно, мы наконец остановимся.

    Такое осознание приходит от фрустрации или понимания. Если оно приходит от фрустрации, мы можем сказать:”этих отношений достаточно “, и начать искать замену, потому что нам кажется что в данном случае “достаточно” относится к другому человеку. Но когда “достаточно” приходит от осознания что все идет изнутри, тогда мы можем начать менять себя и свою искаженную перспективу. 

     Когда вы меняете себя, весь мир меняется.

   Понятие “смотреть на мир через розовые очки”, получает теперь совершенно иное значение. Когда вы одеваете розовые очки, весь мир тоже мгновенно становится розовым. Когда вы одеваете кожаные сандали, вся земля тут же оказывается покрытой кожей. Все это начинается …. И заканчивается… Вместе с нами.

   Всем нам известны знаменитости, поглощенные созданием внешнего впечатления, и полностью игнорировавших ту цену физического и ментального здоровья которую им надо было заплатить за достижение этого статуса и известности. Им казалось, они будут счастливы если получат больше денег, известности, знаменитости или наград. Чтобы увидеть результат, достаточно посмотреть развлекательные каналы телевидения. Как только мы вступили на путь такого самообмана, не зависимо от того насколько тяжело мы трудимся, то чего мы действительно хотим от жизни будет недостижимо. 

 

     Благосостояние – это наше право от рождения. 

   Изобилие является такой же естественной принадлежностью нашей жизни как тело. Хотя не просто любить тело. Мы игнорируем его насколько возможно, и заботимся только о тех частях которые просят о внимании. Мы не помним что у нас есть голова, пока она не заболит. Единственным кто будет благодарен за то что у него есть ноги, будет человек у которого эти ноги были сломаны, и он не мог ходит шесть месяцев. Вот теперь он экстатически благодарен. Почему-то у нас обязательно должно что-то случиться, или мы должны лишиться чего-то чтобы очнуться к реальности. Мы настолько не замечаем всех даров что жизнь уже дала нам. 

   Самый тонкий аспект тела- дыхание. Остановись дыхание хоть на несколько минут, и мы умрем, и тем не менее, мы никогда не обращаем внимания на то что поддерживает нас каждую секунду, даже пока мы спим.

     Вдохни, расслабься и отпусти. 

   Йогический термин пранаяма составлен из прана, что означает дыхание (или жизненная сила), и аяма, что означает увеличивать. Пранаяма – техника управления праной. Целью является накопление праны и предотвращение неправильного ее использования. Это мощный способ прочищения каналов как в физическом, так и тонком теле, содержащем кармические блоки. 

   Прана течет по нервным каналам тела и в удивительном порядке и разумности, совершает миллионызавораживающих поддерживающих жизнь процессов. Непрекращаюшаяся внутри нас мудрая работа жизненных сил, является основой жизненных процессов. Наука называет такие процессы бессознательными, йога осознанными.

    Для справки, пранаяма относится к дыхательным техникам, используемые для все более глубокого погружения в тонкие слои напряжения. Она так же используется для сохранения спокойствия ума когда мы наталкиваемся на физические, ментальные и эмоциональные границы, такие как страх, сопротивление, критицизм или сомнение. Когда мы дышим, расслабляемся и отпускаем, внимание отключается от реакции. Теперь дыхание становится способом полностью оставаться в данном моменте. 

   Занимаясь пранаямой, мы открываем связь между дыханием, телом и умом. Можно заметить как стресс в теле, или страх в уме мгновенно влияют на дыхание. Осознанное изменение дыхательных паттернов высвобождает противоречивые бессознательные силы, не дающие расслабиться и сосредоточиться на настоящем. 

    Гармоничное функционирование праны и тела зависит от готовности ума, т. как это он является центром управления всех потребностей тела. Состояние ума непосредственно воздействует на состояние тела и работу пяти органов чувств, так как прана является для них горючим. Если ум находится в смущении, прана находится в смущении. Безостановочный ум приводит к безостановочной пране. 

       Энергия течет туда где внимание.

   Прана отражает состояние ума и повторяет паттерны созданные умом и эмоциями. Движение праны напрямую сообщается с влияющими и контролирующими их ментальными и эмоциональными состояниями. В момент когда мы действуем из бессознательных эмоциональных реакций, или саморазрушающих мыслей, прана начинает реагировать на эти мысли или эмоции. Таким образом, если ум беспокоен, он автоматически сделает прану беспокойной. 

   Бессознательно используемая прана саморазрушительна. Она создает психологический и эмоциональный стресс, мешающий осознать связь тела, ума, сердца и души. Понимание роли праны в каждом выражении и опыте жизни, дает глубокое понимание того как использовать каждый уровень своего существа гармонично, взаимодействуя с безграничным источником созидания доступным для нас.

       Медленно движущаяся прана.

   Упражнению на медленное движение праны научил меня мой учитель, Свами Шри Крипалванаджи. В традиции великих техник йоги, этот метод пришел к нему из непосредственного личного опыта. Понимая особенность моей работы на Западе, он научил меня этой древней тайной практике, говоря:”научи этому своих американских студентов. Эта техника будет самой эффективной, и принесет огромное удовлетворение тем кто будет ее практиковать”. С благословения великого мастера, за более чем 50 лет, я научил этому бесчисленное количество студентов. Мощное изменение глубинных слоев жизни было тем что они получили. 

   Она проста в исполнении, и очень действенна. Во время ее исполнения, ум замедляется, и дает пране возможность принять на себя ведущую роль в направлении движения тела; ум находится в состоянии внимания без усилий. Тело становится передаточным звеном для гармоничного взаимодействия праны и ума. Медленное и медитативное движение рук возникает из внутренних указаний праны; ум просто позволяет телу двигаться в соответствии и ними. Как результат, тело расслабляется и без всякого усилия ум входит в  глубокую стадию медитации.

     Техника:

   Это упражнение должно выполняться предельно медленно, сопровождаемое глубокой концентрацией на сопровождающее движение ваших рук, течение праны. Природа этого упражнения очень тонка и требует глубокого внимания к внутреннему движению жизненной энергии.

   Начнем с простой позы с перекрещенными ногами. Держите позвоночник прямо, а шею и спину выпрямите. Закройте глаза и расслабьтесь. Начните дыхание уджайи, для этого сожмите заднюю часть горла и голосовые связки чтобы получился “звук океана”. Эта простая дыхательная техника быстро приносит внутреннюю гармонию, расслабляет тело и успокаивает мозг.

    После нескольких минут дыхания сфокусируйте внимание на солнечном сплетении, внутреннем конденсаторе праны. Представьте праническую энергию сверкающую в солнечном сплетении как сияющий жидкий свет. Постепенно визуализируйте как поток праны движется вверх из солнечного сплетения и тихо струится в руки, запястья, ладони и пальцы. Ладони и пальцы могут начать вибрировать вместе с потоком праны. 

   Продолжайте концентрироваться на щекочущем ощущении энергии текущей в руки, пока не почувствуете как они поднимаются из-за нарастающей интенсивности праны. Не ждите что что-то произойдет. Если руки не двигаются, не расстраивайтесь. Расслабьтесь и дайте энергии работать дальше. Время от времени вам, возможно, понадобится немного пошевелить руками чтобы облегчить протекание праны; дайте стремлению двигать руками в практически незаметном движении.

   Ключ этого упражнения в концентрации на пране, наблюдении того как она работает. Дайте рукам подняться к лицу, предельно медленно, почти незаметно. Если чувствуете что руки движутся как-будто помимо вашей воли, не тревожтесь. Это происходит движение праны. 

   Когда руки достигнут лица, позвольте пальцам прикоснуться к нему, стереть напряжение, сначала со лба, затем с бровей, легко надавите пальцами на веки. Двигайтесь в сторону челюсти, носа и вокруг рта. Постепенно помассируйте область позади ушей, и заднюю поверхность шеи. Делайте это столько времени сколько требуется чтобы полностью стереть все следы напряжения. Прикасаясь к каждой части лица, ощутите как прана перетекает из пальцев, высвобождая глубокое накопившееся напряжение в мышцах. 

   Теперь позвольте рукам вернуться в изначальное положение тем же медленным, почти незаметным движением. После того как руки спокойно окажутся на месте, оставайтесь в сидячем положении с закрытыми глазами так долго как потребуется, продолжая наблюдать поток энергии внутри вас.

    

   Радоваться тому что имеем, одна из самых сложных вещей. Желать того что не имеешь, самая простая вещь. Самым трудное- это учитывая то что имеешь, быть счастливым и удовлетворенным. Быть несчастным и неблагодарным за то что имеешь- ловушка в которую легко попасть. Если мы несчастны прямо сейчас, мы никогда не будем удовлетворены, вне зависимости от того что получим. Мы будем откладывать радость на потом, ожидая большего, или того кто нам эту радость принесет. Это эго старается подчинить, контролировать и управлять всем так чтобы всегда быть главным. 

   Если не нужно контролировать, оберегать, или получать еще больше, мы можем быть счастливы. Это очень привлекательное качество заставляющее других стремиться быть с нами. Это как магнит. Людей тянет к наполненным и светящимся счастьем, и отталкивает от опустошенных, удрученных и депрессивных. 

         Зависимая любовь заразна.

        Безусловная любовь преобразующа.

   

      

2 thoughts on “Йога взаимоотношений: часть 5

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *