Йога взаимоотношений: часть 1

1

Йога взаимоотношений.  Йоги Амрит Десаи.

Практическое руководство как полюбить себя и других.

Часть 1. Стремление к единению.

    Любовь – это эликсир жизни, нектар который питает каждый уровень нашего тела и существа. Наше врожденная непроизвольная потребность в слиянии толкает нас к поискам любви и обещаной завершенности которую она приносит. Мы ищем любовь в мириадах форм и проявлений жизни, жаждем опыта экстатического единения, где стены, отделяющие нас от прочих растворятся в единстве.

    С первым дыханием мы приходим в жизнь чистыми и лишенными привязанностей, хотя это существование лишенное осознанности. Младенцами, мы живем чистым моментом, радуясь пальчикам своих ножек и гуля в ответ любому кто уделил нам внимание. В раннем возрасте наши потребности чисто биологические. Когда мы голодны, мы плачем, и нас кормят. Когда мы мокрые, мы раздражаемся, и нас переодевают. Когда мы устаем, мы балуемся, и нас кладут спать. В этот период связь с матерью не имеет персональной окрашенности, но является инстинктивной связью служащей реализации базовых потребностей и сохранению жизни. 

    Быстро уходит невинность детства. В прошлом считалось что дитя пребывало с Господом до семи лет. В наше время, под влиянием средств массовой информации, этот возраст приближается к двум или трем годам. К этому возрасту уже развивается индивидуальная личность. Потребности перестают быть чисто биологическими; в них появляются условия, поскольку чувства “Я” и “мое” имеют очень сильное проявление у детей. Каждый родитель малыша знает насколько баловным он может быть. Родительское и социальное реагирование на экспериментальное поведение имеет влияние на всю дальнейшую жизнь как самой индивидуальности, так и ее окружения. Так начинает формироваться представление о себе которое впоследствии мы демонстрируем миру. Наше представление о себе, или эго, оказывается под постепенным влиянием родителей, общества и культуры.

     Мы отожествляем представление о себе с собой. В этом возрасте мы слишком наивны чтобы осознавать фальш такого представления. Мы не умеем отделить правду от вымысла. У эго есть запросы, они создают потребности. И когда они не удовлетворяются, это ведет к фрустрации, злости и недовольству. Нам кажется что мы ищем любви, но мы ищем не ее. Это наше эго пытается заполнить свои ненасытные потребности. Как раз в этот момент слово любовь приобретает свое негативное значение. Голод эго по все большему и большему никогда не будет удовлетворен, оставляя нас смущенными и несчастными. Если мы так и не осознаем что являемся не толко индивидуальностями, но в то же время и частью целого, мы развиваем эгоцентрическое поведение. Это естественно, и в разной степени происходит со всеми нами.

    Коротко говоря, наше представление о себе и создает тот мир в котором мы живем. Мы живем в выдуманном, а не реальном мире. Искаженное нашими представлениями счастье преобразуется в печаль, любовь становится вознаграждением, и удовлетворение превращается в ожидание. С двойственностью приходит разделение. Ощущения фальшивого я развивают разделенность с другими по мере того как приобретают определенность, концепции, воспоминания и ожидания того какой должна быть жизнь. Наши незрелые чувства становятся вагончиками карусели кружащимися вверх и вниз, поочередно увлекаемые полярными противоположностями. 

    Это сложная ловушка, и порой кажется, нам никогда не вырваться из этого круга разочарований. Мы повторяет одни и те же ошибки. Мы застреваем в саморазрушительных привычках. Но жизнь – это вечное терапевтическое раздражение. Это школа в которой мы снова и снова учим наши уроки пока не выучим их правильно. Колечко-колечко-выйди-на-крылечко в которое играет жизнь, всегда дает нам еще шансы получить свое медное колечко.

       Выросшие дети.

     Ожидания, возникающие у нашего эго следуют за нами во взрослое состояние. У взрослых такое же “Я” и “мое” как у детей, только упроченное с годами приобретенными ассоциациями из коллекций личных событий, опыта, предубеждений и ложных установок. 

    “Я” нужно поддерживать тело. В этом нет ничего плохого, но значительное недопонимание и переоценка в смысле достоверности. Ум – это продолжение тела. Тело не сможет изучить заложенный в него человеческий потенциал без использования разума. Весь проживаемый опыт удовольствия и боли, комфорта и дискомфорта, регистрируется разумом. Это данное от природы приспособление. Разум может быть нашим злейшим врагом, или лучшим другом. Мы выбираем, использовать тело и разум как приспособления для исследования как нашего человеческого, так и духовного потенциала. Слушая сигналы поступающие от тела, мы должны ясно различать что  он в самом деле нам говорит, всегда помня что разум имеет свой собственный разум. Не имеется ввиду что разум лжет нам. На самом деле он лжет чаще, чем не лжет. Тело же – если мы внимательно к нему прислушиваемся – не лжет никогда.

       Из наших предпрограммированных состояний, мы бессознательно создаем внутреннее разделение. “Я”, которое изначально в основном фокусировалось на проблемах поддерживания раннего периода отступает и становится ложным. По мере нашего роста, оно использует тело и себя в качестве объекта манипулирования для достижения удовольствия и избегания боли.  Удовольствие питает, но желание удовольствия лишает питания. Изыскивающее удовольствия поведение ведет к оправданию получения внимания через работу, развлечения, еду и секс. Защищая себя от боли, мы воздвигаем стены разделения выше и выше, не позволяя нам увидеть то что нам надо видеть как развивающимся духовным существам.

     Обратного пути нет. Когда мы выросли, мы никогда уже не сможем вернуться в детство, и так же радоваться играя старыми игрушками. Как только свет сознания прояснил что этот мир и все его надежды – лишь игрушки нашего эго, мы никогда уже не сможем вернуться назад. 

       Движение за пределы прошлого. 

   Часто мы непреднамеренно оживляем болезненный опыт прошлого, перенося его в настоящее. До тех пор пока мы думаем о нем, мы постоянно привлекаем страдания в свою жизнь, обвиняя тех кто нас обидел, как в прошлом, так и в настоящем. Собственно говоря, мы позволяем этим людям причинять нам боль снова и снова в той или иной форме. Мы в ловушке боли происшедшей годы назад. Она так же остра, как если бы произошла вчера. Новые отношения, с кем-то, кто неизбежно напоминает нам кого-то из пошлого, скорее тревожат старые раны. Ни движения вперед, ни осознавания не возникнет до тех пор пока мы не научимся осознанно отпускать прошлое со всеми его обвинениями и стыдом. 

     На своих семинарах я учу в процессе взаимодействия, задавая и отвечая на вопросы в конце обучения. И хотя это всегда личный ответ на личный вопрос, урок одного человека применимыми для всех остальных. По теме детской травмы, молодая женщина как-то рассказала что она думает по этому поводу:

      Жен: уже давно я решила что никогда ни буду ни от кого зависеть. Я старалась не позволять кому бы то ни было контролировать меня. Я не знала откуда пришло такой тип поведения до тех пор, когда я, через своего внутреннего ребенка, не осознала, что это мой отец каким-то образом создал эту часть меня.

    Йоги Десаи: я бы рекомендовал изменить то как это говорится. Вместо того чтобы говорить: “Мой отец создал это”, почему бы не сказать:”это произошло в связи с моим отцом”. Это ближе к реальности. Запомните, никто и ничего не создал вам, независимо от вас, или вопреки вашему желанию. Запомните это.

    Жен: да, я поняла. Правильней сказать это так: “я такая какая есть потому что отец нанес мне травму”. 

     Йоги Десаи: еще правильней будет сказать, “потому что я сама создала эту боль в ответ на ситуацию с моим отцом”. Будучи невинным ребенком, вы были частью ситуации. Даже если в той ситуации действительно присутствовала обида, теперь вы взрослый человек и у вас достаточно сил чтобы отпустить ситуацию. Поймите что вы пришли в эту жизнь не с пустыми руками. Вы пришли с багажем незавершенной кармы из прошлого. То как вы отреагировали на своего отца, было взаимодействием из прошлой кармы. Ваш отец, возможно, точно так же обращался с вашей сестрой и братом, но все трое их вас вышли из ситуации по-разному. Семья живет в одном доме, но каждый ребенок приобретает совершенно особенный опыт от общения с родителями. Почему? Потому что каждый из нас работает над своей кармой.

      Жен: ребенком я была такой открытой, но он раз за разом обижал меня своими жестокими замечаниями, так что в конце концов я закрылась. И в каком-то возрасте я решила что не позволю ему больше обижать себя. 

     Йоги Десаи: вы чувствовали обиду не только в детстве. Вы продолжаете ее чувствовать. Вам кажется что люди и сейчас продолжают обижать и критиковать вас. Так что не думайте что вы так страдали потому что были беззащитны. Сейчас вы совершенно взрослый и образованный человек, но продолжаете переживать по этому поводу. Подумайте об этом.

    Жен: в ответ на его действия, я вырастила вокруг себя раковину. Я решила что никому не позволю обижать меня так как он обижал. 

     Йоги Десаи: как вы справились с этим? 

     Жен: еще не справилась.

     Йоги Десаи: но вы можете распознавать что происходит у вас внутри, и чувствовать свою боль. Умение это чувствовать – это прогресс. Ключ к дальнейшему продвижению – отпустить обвинение. Обвинение говорит: “он так поступил со мной”. И каждый раз как вы повторяете это, подспудное значение сказанного – это: “я ничего не могу с этим поделать”. 

    До тех пор пока вы не отпустите обвинение, вы не приобретете достаточно силы чтобы двигаться дальше. Ваш отец стал вашим отцом благодаря случаю. Так получилось, что он стал вашим отцом. К несчастью, просветленным он не был. А у многих ли из нас просветленные родители? И что с этим делать? Ничего, но мы можем кое-что сделать для себя.

    Вы тоже родитель. И вы тоже не просветленная. Вы просто обычный человек, и в этом нет ничего плохого. Такими же были ваши мать и отец. Но у вас есть возможность понять это и изменить себя. 

    Я уверен, что у Исуса тоже были сложности в отношениях с Иосифом и Марией. Иосиф советовал: “иди и становись плотником”. А Мария, будучи хорошей матерью, точно хотела бы чтобы Исус женился на хорошей еврейской девушке. Но ничего из этих прекрасный намерений не осуществилось. Вместо этого Исус уехал, оставив расстроенных родителей, спрашивавших : что мы не так сделали? Точно так же как сетуют родители сегодня. И посмотрите, чего Исус достиг. Никогда ничего не происходит так как мы задумываем, но это не означает что можно быть решено обвинением. Несмотря на страдания и муки, Исус никогда никого не винил. И его поведение привело к полной свободе и победе над обстоятельствами. 

     Не считайте что вы пришли к решению сопротивляться всему миру только потому что ваш отец был не прав по отношению к вам. Вы не все время приходили к этому решению. Оно просто произошло. 

    Жен: теперь я понимаю. 

    Йоги Десаи: пока мы не проснемся, мы продолжаем жить в том же бессознательном состоянии что и в детстве. Мы так часто обвиняем наших родителей, и в то же время продолжаем делать то же самое в отношении наших детей. Мы не хотим принимать ответственности. Если мы обвиняем наших родителей, это означает что мы не хотим трудиться дан своим исцелением. Мы ждем этого от них. Многие книги по психологии возлагают всю вину на родителей. И все кто хочет перенести ответственность на родителей, покупают эти книги, и вместе с ними покупают эти идеи. Это прекрасное вложение если вы не хотите развиваться. 

     Обвинения не уйдут до тех пор пока мы не хотим действительно работать. Очень немногие хотят это делать. Они предпочитают покупать книги, а не работать над наблюдением того как их мозг интерпретирует ситуацию, и как они продолжают обвинять. Начало изменений произойдет когда вы, для начала, поменяете свой язык, который, в свою очередь, понемногу изменит ваш взгляд на вещи. Замечали ли вы насколько быстро старый способ изображения ситуации возвращается? “Отец обидел меня. Он так поступил, и я был обижен”. Может быть и вы делали то же самое в отношении своих близких, но продолжаете винить своего отца. 

     Жен: в результате того происшествия, и того что было после, мое отношение к ситуации только укрепилось. Оно перенеслось во взрослое состояние как: “вот, это снова происходит. Люди ненадежны. Я не могу ни на кого рассчитывать. Я не буду открываться”. Все это произошло бессознательно. Паттерн повторил себя. 

    Йоги Десаи: как только мы становимся достаточно осознанными для того чтобы увидеть повторения жизненных ситуаций, мы также становимся способны отпустить их. Вы достаточно осознанны чтобы видеть что вы делаете, так как насчет того чтобы быть достаточно осознанными и отпустить ситуацию? 

    Жен: вы не можете отпустить, если не знаете что отпускать. 

    Йоги Десаи: надо просто отпустить обвинения. Ни ожиданий, ни рационализации не нужно чтобы сделать это. Вас удерживает в прошлом не то что родители сделали, а то как вы это восприняли и продолжаете воспринимать. Причина того как мы реагируем на то или иное событие, в нашей личной незавершенной карме. Вне зависимости от наших личных обстоятельств, мы возвращается в эту жизнь чтобы проработать их. 

    Если вы не завершили начатую работу до того как легли спать, что вы сделаете как только проснетесь? Начнете доделывать с того места на котором остановились. Смерть – немного более долгий сон. Когда вы проснетесь, вы продолжите с того момента на котором остановились. Разница только в том, что тут вы не помните того что было незавершено. 

    Оставьте идею что ваш отец виноват в вашей боли. Вы интерпретировали это таким образом, и ничего плохого в этом нет. Так что не обвиняйте себя. Поймите. Если каждый раз как проблема возникает, вы начинаете поносить себя, спустя некоторое время вы перестанете воспринимать ее ясно. Неприятие себя закрывает путь к самопознанию. И вы продолжите поиск решения в других областях. 

     Жен: буду над этим работать.

     Йоги Десаи: разум, окрашеный виной, страхом и обвинениями не в силах этого осмыслить. Под влиянием обвинительных эмоций и анализа, разум только осуждает. Осуждение не позволяет обдумать. Не надо пытаться решить проблему логически, или психологически. Самый прямой путь- это положиться на свою Высшую Осознанность. Каждый раз как что-то проблемное происходит, примите сознательное решение отпустить обвинения и вину. Поступая так, вы прекращаете подпитывать проблему, так что она просто умирает от голода. Все что от вас требуется, это отпустить. Простейшее усилие может обернуться сложнейшей для исполнения вещью. Но это единственно возможный путь, единственно возможный.

         Люди в противоположность животным.

   Охваченные удовольствиями и не испытывающие боли, люди, хотя и отделили себя от животного царства, но удалили от Божественного. У нас животное тело, человеческий ум и божественный потенциал. Животное сознание ограничено физическим выживанием. Животные проводят жизнь в “драться и убегать” реакциях на физические воздействия. Они не принимают во внимание свободу воли для исполнения чего-либо иного. 

    Наша натура изначально базируется на безопасности и выживании, и изначально защищается инстинктивным “драться и убегать” реагированием, возникающим в ответ на жизненные события. Мы постоянно находимся в состоянии “высокой тревоги”, с выделяющимся в каждую клетку мозга адреналином и другими химическими веществами для поддержания собственного восприятия. Такое состояние становится состоянием ума, в котором мы живем. Постоянная жизнь в высоко стрессированном состоянии осень сильно вредит нашему здоровью, являясь причиной всякого рода заболеваний и нездоровий. Она также ответственна за неполноценное мышление и сложности в принятии решений относительно взаимоотношений с окружающими. 

     Человеческое осознание “я” имеет протяжение в понятие “кто я”. Ощущение которое мы развиваем как “кто я” представляет собой очень широкое понятие, нечто относящееся к изменяющемуся представлению о себе, системе взглядов, собственных воззрений, поведения, мнений, обвинений, пристрастий и непристрастий, влечений и отторжений. Саморазрушительный эгоистический разум использует свое негативное влияние чтобы увести тело от естественной защиты. Функции животных инстинктов подавлены, принесенные в жертву погоне за удовольствиями и избеганию боли. Представление о себе устанавливает внутренние границы определений, говоря нам кто мы такие, далеко ли идем, и куда двигаемся. Оно решает что хорошо, что плохо, чего мы боимся, что любим, что нам надо игнорировать, а к чему стремиться. В зависимости от доминирующего в данный момент направления определяется наше осознание, выборы, логика, причины и даже воспоминания, искаженные подходящим образом. Ему нельзя доверять, и тем не менее, мы слепо следуем ему на каждом шагу нашего пути.

     Но у нас есть возможность выбраться из ловушки наших заблуждений. Выход за ограничения реакции: Драться или Бежать, вот что отличает нас от животных. Как люди, мы имеем возможность третьего выбора, но лишь немногие из нас пользуются этой уникальной привилегией. Третий выбор- это “осознанное наблюдение”. Часто это определяется как Ву Вей в таосистской философии. Это путь отъединения наших персональных реакций, и наблюдения взаимодействий с позиции третьего человека.

    Я, как индивидуальность, обладаю выбором что я ем и сколько, и насколько это для удовольствия, а насколько для питания. Как часто у меня интимные отношения, сверхурочная работа, или я стараюсь добиться признания от других, это выбор которого нет у животных. 

    Все виды животных группируют решения исходя из необходимостей в еде, сексе, представлении себя, выживании, или использовании ресурсов окружающей среды. Птицы вьют гнезда, хотя каждый вид делает это по-своему: на деревьях, или на болотах. Дикие львы отличаются от коров на ферме. Но никогда, из двух львов, один не выберет иного способа жизни только для того чтобы сказать:”посмотрите, какое чудесное логово у меня. Я состоятельней тебя”. В брачный период самцы могут биться до смерти, но не из-за своего эго. Но это генетический инстинкт продолжения рода, а не попытки эго быть замеченым самой привлекательной самкой в стае. У животных нет индивидуального эго- разума, которому надо быть лучше других. Они связаны друг с другом как групповая душа.

    Каждый человек, с его уникальной душей, действует как индивидуальность, со своей свободой выбора. С этой свободой приходит ответственность за сделанный выбор. Если наш выбор служит лишь для усиления со ставленного представления о себе, баланс нашей кармы переполняется аргументами против духовного роста. По мере роста, все вокруг нас меняется, и только память остается той же. Взросление совсем не означает эмоциональной зрелости. Это зависит от того насколько включено осознанное самонаблюдение. И в этом надо практиковаться, так же как в понимании разницы между тем кто мы такие действительно, и кто мы думаем мы есть. 

          Отождествление с Персоной.

     Персона- греческое название маски, это лицо нашего представления о себе. Это не то кто мы есть. Это то кем мы себя считаем. Это лицо которое мы демонстрируем миру. Маска меняется с каждой исполняемой ролью, будь это дочь или сын, сестра или брат, мать или отец, друг, гражданин, бизнесмен или любовник. На сцене жизни, мы меняем маски с каждыми отношениями. 

    Выматывающий труд постоянной смены масок держит нас в ступоре, не давая использовать полный потенциал. Вместо этого, мы продолжаем полагаться на лежащее внутри представление о себе, базирующиеся на наших представлениях философские структуры, мнения, привязки и страхи. Мы так тесно идентифицируемся с этими концепциями, что становимся ими. Он усиливают нашу ненасытность к роскоши, успеху и деньгам – ни одним из которых мы в действительности хотим обладать самими по себе, но для удовольствия видеть как другие воспримут наши успехи. Чем больше мы получаем, тем больше нам надо для удовлетворения. Это самоисполняющееся пророчество. Идентификация настолько сливается с нашим представлением о себе, что мы готовы практически на все чтобы поддерживать ее. В этой крайности она ведет к религиозным войнам, нападениям и преступлениям в высших сферах. В последней стадии самодовольство может разрушать нас самих. 

    Нам кажется, что мы являемся единой индивидуальностью, но на самом деле существует целая толпа внутренних голосовдающих нам указания…. и всех их мы называем “я”. Например, когда “я”выстраивает полную идентификацию, весь наш жизненный опыт отталкивается от этого выдуманного я. Если я принимаю всех тех кого я считаю собой, я также принимаю то что предлагает мое представление о себе. Если я увеличиваю эту ложную идентификацию, все мои взаимоотношения управляются этим выдуманным я. Строго говоря, кто может любить лживого человека? Поэтому отношения распадаются, но без понимания того как мы попали в это затруднительное положение, мы так и будем гадать что же произошло не так, кто и что сделал не так, и чья тут вина. До тех пор пока мы не не разберемся в этих ошибках, обречены вращаться в отношениях привычных для нашей семьи, круге друзей, любовной жизни и карьере. 

     Не видя причины, мы обрекаем себя на повторение одного и того же поведения в следующих отношениях, и следующих, и следующих. Мы продолжаем делать одно и то же ожидая иного результата. Не напоминает ли это что-то знакомое? Вы тоже так живете? 

             Вы- творец.

             Вы творите то что считаете нужным.

             Вы становитесь тем что творите.

   

    

     

     

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *